История развития проектов по чат-ботам шла следом за клиентским запросом

Клиенты к нам начали приходить и говорить: “Мы видим, что вы делаете ботов для обучения, это круто, нам очень нравится. У нас есть задача сделать чат-бот по адаптации персонала, для новых сотрудников. Вы сможете?”.

Мы: “Мы этого ни разу не делали, но если вы нам доверяете, то мы можем попробовать”. Сделали бота по адаптации.

Потом приходит ещё один клиент и говорит: “У нас планируется внутрикорпоративная конференция на 40 человек. Мы не хотим вот эти бумажки, буклеты. Устали уже от этого всего. Мы хотим какой-то диджитал современный – мы же продвинутая компания! Можете нам сделать бота по организации конференций?”.

Мы: “Ну, мы ни разу не делали, но давайте попробуем!”.

И в результате сейчас, мы всего в октябре (2018 года) сделали первого чат-бота Роберта, просто “попробовать”, а на текущий момент боты – это 20% нашего портфеля вот по проектам.

Как устроен процесс создания чат-бота?

  • Мы в начале разговариваем с клиентом (чаще всего это телефонный разговор примерно на полчаса): про что хотят от бота, в каком виде, куда его встроят.
  • Есть некие базовые ограничения, особенно у больших государственных компаний, — на каком мессенджере этот чат-бот должен работать.
  • Если мы через эти ограничения проходим и всё в порядке, тогда мы просим следующим этапом прислать нам какие-нибудь базовые материалы, тексты по той теме, по которой делаем бота. Например, если это бот по адаптации, мы просим прислать какую-нибудь презентацию, которую они показывают на вводном курсе, или дать нам буклетик, который компания выдаёт новому сотруднику.
  • Мы смотрим эту презентацию, буклетик и примерно оцениваем наши трудозатраты, объём работ. Он зависит в первую очередь от количества текста, который нам надо переделать в бота.
  • Примерно рисуем черновик структуры бота: из скольких дней он будет состоять, что мы даём в каждый день, в течение дня бот один раз общается с пользователем, или же несколько раз – это всё прописывается в структуре.
  • Проанализировав эту информацию, через несколько дней мы возвращаемся к клиенту и говорим: “Смотрите, вот такая-то у бота будет структура, вот это примеры того, как мы ваши тексты переделаем и стоить это будет вот столько-то”.
  • Дальше, если клиента всё устраивает, то мы подписываем договор и начинаем разработку.
  • В разработке основное время – это написание сценария. В среднем, очень грубо, по боту по адаптации написание сценария занимает 2-4 недели.
  • И дальше, программирование с тестированием – это ещё 2-4 недели примерно.

Что самое сложное в разработке чат-бота?

Самый большой миф про ботов – это то, что в боте не так сложна техническая сторона его реализации, сколько сценарий.

Зачастую клиенты считают: “Да ладно, господи, текст написать это несложно. А вот его запрограммировать – это прям беда!”.

Нет! Запрограммировать-то как раз просто. Основной вопрос в том, что туда заложить:

  • Как сделать классный текст?
  • Как подобрать к нему картинки?
  • Какую логику выстроить, чтобы вся история была интерактивна, чтобы с ботом было прикольно общаться?
  • Какую личность ему создать? Чтобы у него на бот-пике было что-то с глазами, носом, ртом, ушами, чтобы оно улыбалось, чтобы у этого чего-то было имя, какое-то приятное и интересное. У бота должна быть личность, он должен быть интересен и завлекать сам по себе.

Например, если это компания, которая занимается стройматериалами, то это может быть бот Дюпель – “Помогаю закрепиться в компании”, если это компания, у которой есть корпоративное животное, о котором они заботятся, то это животное может быть на бот-пике.

Самое важное – usability и интерактив

Нужно всё время простраивать и тестировать логику чат-бота, нужно всё время делать какой-то интерактив, чтобы сотрудники нажимали на кнопки, вводили какой-то текст.

Сценарий важно настроить так, чтобы он был удобен пользователю по прочтению, чтобы он заинтересовывал пользователя, чтобы пользователь вообще хотел на эти кнопки нажимать и что-то боту сообщать. Важно, чтобы шутки были в стиле “у нас, у ботов” или “не говорите тренеру, а то отключат”.

Это всё требует большого количества работы разных людей. И это та самая экспертиза, которую, по сути, мы и продаём.

В наших демонстрационных ботов можно поиграть по ссылке https://m.me/1220796358068825