У меня на жёстком диске записано 27 сериалов. В среднем по 12 серий в каждом. Я начинаю смотреть один и если мне не нравится, я переключаюсь на другой, принимая решение в течение  пятнадцати секунд. У меня на медиаплеере более 10.000 музыкальных треков. Недавно я поймал себя на том, что слушаю их секунд по пять а потом ищу следующий. Впрочем самые любимые песни я могу дослушать до конца. Иногда. Телевизор для меня давно служит фоном. И дело не только в пропаганде и навязчивой бесконечной рекламе, но и в том, что просто нереально в этом цветном информационном мусоре выбрать что-то одно.

Это трагедия, или, если хотите, сегодняшняя реальность. У подавляющего большинства людей огромный объем доступной и привлекательной информации изменил принцип функционирования мозга.  Появился даже термин “клиповое мышление”, а другой новомодный термин “прокрастинация” – это ничто иное, как растерянность мозга перед тем, какое решение принять.

Согласно исследованиям Statistic Brain Research Instutute, проведенном в 2015-м году, сегодня человек способен концентрироваться на чем-то не более 8 секунд. Задумайтесь, не более 8 секунд! Иными словами, через 8 секунд: читая пост в Facebook, мы переключимся на проверку электронной почты или другой пост. Просматривая сериал, заглянем в телефон. Слушая другого, отвлечемся на свои мысли или, что хуже, перебъем. Среднестатистический менеджер отвлекается на почту более 150 раз в день! Это необратимые изменения механизма работы нашего мозга, которые дальше будут прогрессировать. При этом нельзя сказать, что мы стали более ленивым или глупыми, мы просто вынужденно стали более поверхностными. И не потому, что мы сами так захотели, а потому, что мир теперь так устроен.

Как, спрашивается, в таком мире учиться? Ведь для обучения требуется концентрация, которую мы потеряли. Повторение, необходимость заучивать, ошибаться, выбирать из кучи информации нужную, полезную, не фейковую.

Как ответ этой ситуации, появились тренды, которые прогрессивно выглядят и звучат, но, к сожалению, плохо работают. Например достаточно уже старый, но претерпеший изменения e-learning. Главная его проблема это то, что отсутствие контроля извне расслабляет, а мозг, не терпящий сверхусилий, соскакивает на другое занятие, параллельно находя себе оправдание. Все сводится к просмотру информации и то не до конца, к запоминанию ключевых выпяченных ее кусков и к нулевым изменениям в поведении. Есть и другой подход – microlearning, обучение малыми байтами информации, например, размерами SMS. Тут все быстро, но напоминает рябь на воде, услышал-забыл, услышал-забыл…

Так как же тогда учиться сегодня? У меня есть несколько идей на этот счёт.

Во-первых, очное обучение никуда не денется. Для того чтобы сохранить концентрацию, только единицам людей будет достаточно их собственных усилий и мотивации, для большиства же будет нужен внешний куратор/ тренер, который будет помогать (а иногда заставлять) оставаться концентрированными нужное время.

Потребуется “жесткая экспертиза”. Этим странным термином я называю способность быстро выбирать информацию, в которую стоит погружаться. Если вы загуглите фразу “definition of  leadership”, вы получите примерно 4,5 миллиона ссылок. Даже если допустить, что только 0,1% из них о разном, то это 450 определений! Какое из них выбрать? Есть ли однозначно верное? Нет, его нет, нужно то, что подойдёт под специфику обучения, данных конкретных людей в данный конкретный корпоративной культуре. И потребуется эксперт, готовый этот выбор решительно сделать.

Принцип “одно и простое”.  Сегодня стало контрпродуктивно смешивать инструменты и теории, преподаваемые в одну единицу времени. Взяли простой навык или один элемент сложного и за 2 часа рассмотрели его со всех сторон, попробовали несколько раз, обсудили на предмет ошибок, которые могут быть в нём сделаны. По сути, это означает что мы будем двигаться очень короткими шагами, приобретая микро навыки, которые будем затем достаточно долго закреплять.

Создание вокруг обучаемого экосреды. Эта среда состоит из трех элементов —  Общение (регулярное — с куратором, ментором, коллегами), Информация (точечная – по установкам, мотивации, идеям) и Полигон (проекты, в которых можно немедленно опробовать новые знания).

Львиная доля времени будет отводиться поддержке, поощрению, помощи в том, чтобы в трудные времена, которые наступают во время обучения новому, человек не чувствовал себя неуспешным и заброшенным. А это будет происходить, потому что мы часто переоцениваем свои силы и таланты и ждем быстрых побед.

Главная идея — помнить, что наш мозг работает теперь по-другому. Если вы хотите помогать людям преуспевать в этом мире, то нужно забыть о прорывных технологиях и мгновенных победах.  Вместо этого нужно быть готовым двигаться терпеливо и маленькими шагами, преодолевая “клиповое” мышление.

Михаил Давыдов