Представьте себе, как выглядит сейчас наша удаленная работа. Как сказал мой знакомый, его день напоминает «смузи из совещаний, йоги, вина и сериалов, приправленного домашней одеждой и тоскливыми взглядами в окно».

В общем, жить стало сложнее. Если вы руководитель, то наверняка понимаете, каково сейчас вашим сотрудникам, так как одновременно с этим вы, скорее всего, еще и сотрудник.  Первые недели изоляции прошли под девизом «Срочно налаживаем технику и правила!».  Сейчас самое время подумать о поддержании морального духа и позитивных эмоций, иначе «смузи» может прокиснуть.

Бизнес модель Mango! с начала своего основания в 2011 не предполагала постоянных затрат в виде аренды офиса, поэтому умение поддерживать удаленную команду было необходимостью. Я хочу поделиться несколькими правилами, которые я усвоил, и инструментами, которые применил.

1. Бережно относитесь к карме

Наверняка многие уже «перетекли» из WhatsApp в Slack, а если нет, то пора это сделать. Slack — это бесплатная платформа обмена сообщениями, которая работает с помощью каналов. Миссия Slack состоит в том, чтобы «сделать работу проще, приятнее и продуктивнее». Команды в больших и малых компаниях прибегают к услугам Slack, чтобы иметь возможность быстро общаться друг с другом.

Одна из многочисленных дополнительных функций, которую вы можете установить в Slack называется Karma Bot.

Карма бот – это весёлая штука, которая позволяет каждому быстро и мило поблагодарить кого угодно из своей команды, присваивая ему баллы условной кармы. Это чертовски приятно — получить картинку с благодарностью. Самая классная функция – это возможность ассоциировать баллы с маленькими подарками, которые можно получить, накопив определенное количество силы кармы.  Например, пицца домой или online подписка на что-нибудь. Для вас, как руководителя – это смехотворный бюджет, для людей – это символ внимания и поддержки. И… станьте главным «раздатчиком кармы» в своей команде!

2. Внедрите отношение «3 к 1»

Об обратной связи сказано много, но редко говорят главное: для того, чтобы она работала и люди не просто выслушивали, а искренне ее принимали, нужно формировать правильную культуру — на одну корректирующую обратную связь (конструктивную критику) давать три поощряющих (признание заслуг).

По моим и не только моим наблюдениям, мы чаще замечаем, когда что-то происходит не так, и быстро реагируем на это с разной степенью интеллигентности и конкретики. Мы реже говорим, когда человек делает что-то хорошо, и совсем редко, когда он работает просто нормально (да и что такое «нормально» сегодня).

Клаус Кобьелл[1] называл это «швабским поведением». Швабы – этническая группа немцев, которой приписывают неумеренное чистоплюйство, нежелание видеть мир за пределами собственного дома и эмоциональную холодность. Итак, представьте, шваб приходит домой с работы, садится за стол и начинает есть. Его жена, которая полдня готовила, преданно глядя мужу в глаза спрашивает, нравится ли тому еда. «Если я ничего не говорю, значит нормально», — отвечает шваб.

В избегании такого поведения и кроется самый большой секрет обратной связи. Это не означает, что нужно закрывать глаза на косяки, это означает, что нужно больше наблюдать и отмечать успехи людей. Как говорил Кен Бланшар[2] «Ловите людей на хорошем и незамедлительно говорите им об этом!». Желательно используя логику SBI, BOFF или похожую.

 

[1] — предприниматель, владелец Schindlerhof, автор книги «Мотивация в стиле экшн»

[2] — ученый, профессор, автор модели «Situational Leadership»

Один мой знакомый поставил себе цель ежедневно до полудня хвалить трёх сотрудников из своей команды. Для него это было новое, более того, крайне несвойственное ему поведение. Чтобы себя дисциплинировать, он клал в карман брюк три десятирублевых монетки.  После каждой похвалы, он перекладывал монетки в другой карман. В конце недели он считал свой доход и если сумма оказывалась меньше 100 рублей, то покупал на всех пиццу, «добавляя» свой вклад в таком виде.

3. Вытаскивайте молчунов

Совещание в Zoom, Skype и прочих приложениях проходят не так, как очном формате. Как сказал в недавнем интервью Юрию Дудю один из предпринимателей кремниевой долины – «В Zoom отсутствует магия живого человеческого общения».

Иногда мы даже не в состоянии видеть всех участников, особенно, если делимся документом на экране!  И это провоцирует страшную управленческую ошибку – замечать преимущественно тех, кто любит и умеет говорить и игнорировать остальных.

Наша менеджерская цель и привычка — мягко ограничивать активных и вытаскивать молчунов. Проще всего сделать это, обращаясь по имени. Если сотрудник не готов, не настаивайте, но скажите, что вы позже вернетесь в теме и спросите его мнение. И не забудьте это сделать! Для молчунов и интровертов это прямой сигнал о том, что они важны и о них помнят.

4. Проводите хуралы

Не так давно я подсмотрел эту традицию у одной известной компании, и мы опробовали ее в Mango! Ее важность трудно переоценить. Хурал — это собрание у монголов, народный представительский законодательный орган.

В нашем контексте, его синонимом является слово «посиделки» или «вечеринка» («посиделки» звучит точнее). Мы собираемся в Zoom с целью воссоединить руководителя со своей командой и пообщаться обо всем, кроме оперативной работы. Мы делимся новостями, рассказываем о книгах, сериалах и уроках йоги, подсмотренных подкастах и открытых новых сортах вин. Представляем сочиненную музыку и статьи, и играем на гитаре. Пьем, смеемся и заражаем друг друга чувством единства и хорошими эмоциями.

Продолжая традиции очных Mango! LAB, мы периодически учим друг друга — делимся своими знаниями в области сторителлинга, импровизации, техник Agile, позитивной психологией и многим другим. Мы надеваем на себя маски и прилепляем веселые фоны из Snap Camera. И это завершает каждую/ нашу нелегкую неделю на позитивной ноте (мы проводим хуралы с 17 до 19 по пятницам).

Нам тяжело сейчас главным образом из-за того, что непонятно, когда все это закончится. И чтобы не впасть в депрессию, хочется чувствовать плечи своих друзей и коллег, ощущать свою нужность этому миру, который для нас сузился до размеров нашей семьи и нашей компании.

Дьявол кроется в мелочах… Надеюсь, что эти мелочи помогут и вам.