Как тренер, в процессе обучения я встречаюсь с типичными реакциями участников. Особенно ярко они проявляются во время неудачных экспериментов. Это определенные виды психологической защиты, которые стоит понимать для эффективного развития людей. Давайте разберем пять видов психологической защиты, с которыми вы наверняка сталкивались и попробуем найти способы управления такими состояниями.

1. Вытеснение

Вытеснение – это такое «искусственное забывание» неприятной информации, информации, которая наносит ущерб нашей личности. Например, в обратной связи после ролевой игры участник услышал «ты не давал сказать другим, критиковал большинство идей, не предлагая внятных альтернатив», но при этом вывод который он сделал был таким – «мне надо лучше отстаивать свою точку зрения, добиваться результата, приводя больше аргументов». Таким образом, при вытеснении люди продолжают делать то, что делали и ранее, утверждая себя в тех идеях и поступках, которые приводили к неудачам во взаимоотношениях с другими.

Выйдя из аудитории участник забывает то, что доставляет неудобство. И продолжает действовать, как привык, ведь для того, чтобы начать действовать по-другому надо признать в себе черты человека, который, например, недостаточно знает свои цели, плывет по течению, идет за обстоятельствами и собственными сиюминутными желаниями и т.п., а это неприятно.

2. Отрицание

Отрицание – это, когда информация, которая тревожит, не воспринимается. Например, после упражнения вы даете участнику обратную связь. После порции того, «что было хорошо» мы переходим к тому «что можно улучшить». Участник не спорит и кажется, что слушает то, что ему говорят. На самом деле он не воспринимает, точнее, не принимает информацию.

Или упражнение «завалено», но принять это трудно, поэтому некоторые участники цепляются к условиям, пытаясь формулировать их по-другому или к тренеру, который «нам этого не говорил».

3. Замещение

Замещение – перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. На тренинге это, в частности, может появляться в том, что участник, недовольный решением руководителя отправить его на тренинг, начинает нападать на тренера. Или вместо тренера, действия которого приводят к негативным переживаниям, участник принижает коллегу, говоря ему обидные слова.

4. Рационализация

Рационализация – обдуманное объяснение человеком своих поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых снизило бы самоуважение. Как правило, этот вид защиты характерен для людей с более высоким интеллектуальным уровнем. Умный человек всегда может объяснить, почему он именно так (например, пассивно, не проявляя инициативы) вел себя: «хотелось со стороны посмотреть, как ведут себя коллеги; я уже был в подобном задании; не хотел облегчать другим задачу; не мог отключиться от рабочих вопросов» и т.п. За воспринимаемой внешне пассивностью часто стоит боязнь ошибки, желание выглядеть успешным в любой ситуации. Другой эффект проявления рационализации на тренинге – склонность рассуждать, а не действовать.

5. Проекция

Проекция – бессознательное приписывание другому человеку собственных чувств, желаний, в которых человек не хочет себе признаться. На тренинге это может приводить к нападкам на других участников или на тренера.

Например, в ролевой игре руководитель поручает сотруднику задачу. Для наблюдателей очевидно, что сотрудник в ходе диалога вел себя корректно, а руководитель наоборот занимал крайне доминирующую позицию. В процессе разбора участник, играющий роль руководителя утверждает, что это именно сотрудник вел себя агрессивно, не готов был идти на компромисс.

Что же делать?

1. Система. Обучение – это только начальная часть процесса изменения поведения, для которого нужна питательная среда, система. Мы создали такую систему (Mind The Gap), которая поддерживает и стимулирует правильное поведение в течение времени, достаточного для формирования новых привычек (от 40 до 120 дней). Система позволяет последовательно ослаблять все виды психологической защиты, позволяя участникам действовать в гармоничном балансе вызова новых и опыте существующих установок.

Стимулируйте правильное поведение в течение долгого времени.

2. Безопасность. Тренер должен уделить особое внимание формированию безопасной среды и отношению доверия, как между ним и участниками, так и между самими участниками. Например, это качественное неформальное знакомство, формирование команды, щепетильное отношение к проявлениям психологической защиты. Решающее правило на тренинге – не разрушать психологическую защиту участника, а помочь человеку принять неудобную для него информацию, повысив его готовность увидеть мир и себя в мире с разных сторон. Если мы создаем такие условия, которые повышают возможность проникновения важной информации через барьеры психологической защиты, то это как раз то, что участник потом может назвать инсайтом. Задача тренера – создать такую среду, когда участники будут открыты для инсайтов.

Последовательно формируйте среду, свободную для экспериментов, в которой поощряются ошибки, а участники доверяют позитивными намерениям в отношении друг к другу.

3. Позитивная поддержка. Психологическую защиту, как любое системное свойство, нельзя удалить. Ее можно перестроить, сделать более адекватной, позволяющей развивать отношения с миром в сторону большей гармонии и удовлетворенности. Разрушающее воздействие на психологическую защиту оказывает тотальная негативная обратная связь. Тренер всегда должен уважать выбор человека, пусть даже не всегда осознанный, уважать его право сохранить защиту или, осознав ее проявления, изменить отношение к ситуации и к своему поведению.

Замечайте любые позитивные проявления поведения и искренне говорите о них участникам и отмечайте другими способами (например бэйджами в системе геймификации). 

 

Помните, что только уделяя постоянное пристальное внимание естественным реакциям участников и работая с ними мы в состоянии принести людям пользу!