Домашние задания используются практически в любом обучении. Это наиболее популярный формат закрепления навыков.

Однако придумать интересные и эффективные домашние задания не так-то просто: на ум приходят однотипные задания, повторяющие упражнения на тренинге. Непонятно, как сделать так, чтобы участники с интересом выполняли задания…

В рамках онлайн-тренингов значение домашних заданий возрастает. Хорошо продуманные упражнения позволяют участникам практиковаться, оперативно получать обратную связь с рекомендациями по использованию инструментов, а также индивидуально прорабатывать свои вопросы или рабочие ситуации с тренером.

Ниже приведены несколько советов – практических рекомендаций на основе опыта разработки и использования домашних заданий, ошибок и успехов, анализа обратной связи от участников, бизнес-тренеров и клиентов.

Методические вводные пояснения

Домашние задания можно считать хорошими, если они:

  1. Поддерживают у участника обучения мотивацию переноса нового навыка/знания в практику.
  2. Развивают нужные компетенции.
  3. Легко встраиваются в ежедневную работу.

Чтобы создать ДЗ, нужно продумать его на трёх уровнях (от общего к частному):

Далее подробно, по шагам, рассмотрим процесс создания домашних заданий.

 

Шаг 1. Выбираем темы ДЗ, каналы общения и геймификацию 

Как определить темы ДЗ?

  • Выбираем основные темы, опираясь на содержание тренинга, выбираем так называемые threshold topics.
  • Учитываем специфику конкретной группы: что было участникам наиболее интересно на тренинге? что, наоборот, выпало из внимания?
  • Учитываем мнение заказчика: «Что для ваших сотрудников было наиболее полезно?»
  • Определяем общую длительность, оптимальный формат: 1 тема = 1 неделя.

Какие могут быть каналы общения с участниками в ходе выполнения ДЗ?

  • группы в мессенджере;
  • чат-бот;
  • e-mail;
  • гугл-формы или аналогичный опросник;
  • учебная платформа, например, Training Space;
  • корпоративная LMS или учебный портал;
  • расшаренный документ;
  • система управления проектами (например, Trello).

Как выбрать подходящий канал общения?

  • Он должен быть удобным для участников – не требуется дополнительно учиться, чтобы разобраться, как работает тот или иной канал общения.
  • Если учебных групп по одной программе много, то имеет смысл использовать автоматизацию через чат-бот, или учебную платформу, или LMS.
  • Если придумываем домашние задания к одному тренингу, а не к программе обучения, то лучше пользоваться привычными для участников мессенджерами.

Какие элементы геймификации можно использовать?

Среди большого количества различных элементов геймификации можно использовать как минимум два: баллы и бейджи. Баллы начисляются за выполнение ДЗ (например, за три выполненных подряд задания), а бейджи – за достижения.

Бейджи можно заранее красиво нарисовать и прислать участникам в формате картинки, а потом, на следующем очном модуле или онлайн-тренинге, подвести итоги.

Как можно использовать геймификацию?

  • Можно сделать сквозную геймификацию «ДЗ + тренинговый курс»: участники получают бейджи и баллы и на тренингах, и по итогам выполнения домашних заданий.
  • А можно геймифицировать только результаты выполнения домашних заданий.

 

Шаг 2. Определение целей ДЗ и выстраивание последовательности заданий

Какие могут быть цели домашних заданий?

  • разобраться и запомнить (понять материал, наблюдать и замечать, дифференцировать, узнать свой уровень);
  • практиковаться и отработать навыки (выполнить практическое задание – решить рабочие задачи по-другому, используя новые модели).

При выстраивании последовательности заданий можно идти по следующим темам: одна тема на одну неделю, начинаем с цели «разобраться», а затем – «отработать навыки»: тема 1, тема 2 и т. д. Но можно сделать и поинтереснее – запускать каскадом несколько тем: если по теме 1 мы даём задание на практику, параллельно можно уже начинать разбираться в следующей теме. Здесь полезно нарисовать график по типу диаграммы Ганта.

Важные принципы выстраивания последовательности ДЗ:

  • Домашние задания должны идти по одной теме в понятной логике (соответствовать целям: сначала разбираемся и запоминаем, потом – отрабатываем навыки).
  • Хорошо, если есть возможность сделать несколько повторений (особенно важно реализовать принцип неоднородности заданий – они должны быть разными по формату и не надоедать участникам).
  • Важно учесть принцип постепенного усложнения, иначе участникам будет затруднительно встроить новую практику в ежедневную работу. Можно заложить два уровня сложности: простой и сложный. При этом следует помнить, что времени на выполнение одного задания должно быть отведено не более 5-15 минут.

 

Шаг 3. Разработка конкретных заданий

Когда выстроена последовательность заданий и понятны их цели, тогда можно приступить к составлению конкретных заданий. В этом нам поможет набор возможных активных действий, из которых можно будет выбирать.

Какие могут быть активные действия?

  • прочитать;
  • посмотреть;
  • ответить в системе (поставить «галочку», расположить в правильной последовательности и т. п.);
  • решить кейс;
  • поговорить с другими людьми (спросить, обсудить, проинформировать, повлиять, дать обратную связь);
  • выполнить практическое задание самостоятельно;
  • выполнить практическое задание совместно с другими людьми.

После этого продумываем, как и где участники должны зафиксировать результаты выполнения задания.

Как (в какой форме) фиксировать результаты выполнения ДЗ?

  • текст;
  • речь;
  • картинка;
  • видео;
  • данные в программе или системе;
  • никак.

Можно попросить участников отправить результат выполненного задания в мессенджер или загрузить в систему LMS.

! Практический совет: важно «не убить» мотивацию: например, участники очень неохотно пишут длинные тексты, а вот наговорить тот же текст голосом – уже не проблема. 

Кто может проверять ДЗ?

Если участник выполнил задание, то кто-то должен проверить его результат. Кто это может быть?

  • никто (самостоятельная проверка);
  • тренер/тьютор;
  • бадди;
  • руководитель;
  • система (автоматическая проверка).

Обеспечить разнообразие способов проверки ДЗ: часть заданий проверяет тренер, где-то участник выполняет тест с автоматической обработкой, а некоторые задания проверяет бадди.

! Практический совет: как минимум для 50 процентов заданий используйте обратную связь от тренера/бадди или руководителя – это сделает процесс выполнения задания более значимым и положительно повлияет на мотивацию переноса нового знания/навыка в практику.

Как может предоставляться обратная связь по проверке результата выполнения ДЗ?

Обратная связь по результату выполнения задания может даваться сразу или спустя некоторое время (в конце недели или на следующем офлайн или онлайн-тренинге). Это зависит от того, кто проверяет ДЗ.

! Практический совет: правильно, если обратная связь по выполнению ДЗ даётся до того, как участник получает следующее задание, потому что понимание своего прогресса существенно влияет на мотивацию и повышает интерес к выполнению следующих заданий.

Индивидуальная настройка домашних заданий

Одной из «фишек» может быть персонализация – предоставление возможности каждому участнику самостоятельно выбрать тему, цели (разобраться и запомнить или попрактиковаться и отработать навыки), сложность заданий. Технически это можно реализовать либо вручную, либо через чат-бот.

Когда у вас будет в наличии полный список заданий, мы рекомендуем проверить сформированный набор, собрав задания в обратной логической последовательности (от частного к общему), обращая внимание на наполненность и логику. Также важно проверить все задания по следующим критериям: поддержка мотивации, развитие компетенций, лёгкость включения в рабочую практику.

Примеры некоторых домашних заданий из нашего четырёхмодульного онлайн-тренинга по навыкам аргументации:

Цели ДЗ и примеры:

  1. Начинаем. Цель – разобраться и запомнить.

Простой уровень: участники анализируют аргументы.

Сложный уровень: участники учатся видеть структуру и причинно-следственные связи.

  1. Продолжаем. Цель – попрактиковаться и отработать навыки.

Простой уровень: участники приводят свои доводы/аргументы к ситуации.

Сложный уровень: комплексное применение инструментов в кейсе «Мотивируй меня правильно». Участникам нужно использовать навыки аргументации для проведения беседы с воображаемым подчинённым. Упражнение выполняется письменно, поскольку не важна интонационная составляющая.  Участники охотно выполняют этот кейс, даже если не являются руководителями.

Как фиксируются результаты?

Задания выполняются письменно, через учебную платформу или по электронной почте.

Кто проверяет задания?

Задания проверяет тренер. Он даёт письменные рекомендации каждому участнику.

Участники имеют возможность выполнить домашнее задание повторно, учитывая при этом обратную связь от тренера.

По результатам выполнения заданий становится ясно, насколько участники поняли инструмент и насколько корректно они смогут его применять в дальнейшем.

На следующем модуле онлайн-тренинга тренер делает дополнительные разъяснения (если в основном по группе выполнение заданий не очень результативное) или, наоборот, повышает уровень сложности (если в основном участники хорошо выполнили домашнее задание).

Какую геймификацию используем?

За выполнение каждого из заданий участники получают маркер «Успешно» или «Есть, что доработать» и баллы за выполнение.

Выполнение домашних заданий позволяет проводить мониторинг динамики развития навыков и уровня мотивации участников на выполнение этих заданий. Уровень мотивации понятен по качеству ответов. Также у участников есть возможность оценить каждое из заданий и материалы для самостоятельного изучения, которые обязательно прилагаются к каждому из модулей онлайн-тренинга.

 

Автор иллюстрации: Евгения Турдакова